вторник, 3 июня 2014 г.

Камера-Обскура и Акрошкеры

Каждую осень я читала Павича. Это самый настоящий осенний писатель. "Листья неохотно меняли свой цвет, осень садилась в тарелки и ложки".  Кто-то мне сказал, что Набоков - это настоящий летний писатель. Мне довелось прочитать пару глав "Лолиты" в школе, на как-то не впечатлило. Пришло лето, и я взялась за "Камеру-обскуру". От части потому, что в семье моего мужа очень любят Набокова, от части из-за своего фотографического прошлого.

Для справки, кто не в курсе, что такое "Камера-Обскура". Камера-обскура (лат. camera obscūra - «тёмная комната») - это конструкция из уроков физики, которая является прообразом нашего фотоаппарата. Упоминания о ней встречаются у Аристотеля. Проще всего камеру-обскуру представить глобально: это темная-темная комната с небольшим круглым отверстием в одной из стен. Предположим, что наша комната находится на набережной и своим отверстием выходит не Петропавловку и Неву. Так вот, в солнечный день, на  стене, противоположной от отверстия будет видна Петропавловка и Нева, правда вверх ногами.
К сожалению, я уже не помню из уроков физики, почему именно так получается и какой закон тут применим. Но тем не менее это работает уже много веков и использовалось в практике художников, а позже было взято за основу работы фотоаппарата. По мне так это супер-классный эффект! Какое-то мини-чудо! В Осло в Техническом музее я видела модель этой конструкции, пыталась проникнуться, но как-то не получилось. Хотелось бы самой провернуть такой эксперимент. Займусь, наверное, этим на пенсии. Вот, кстати, в Википедии есть еще ссылки на произведения, где встречалось упоминание камеры-обскуры:

"Камера-обскура используется для одного из убийств в фильме Генри С. Миллера «Анаморф». Кроме этого, камера-обскура представлена в фильме Питера Веббера «Девушка с жемчужной серёжкой». Также в одном из эпизодов сериала «Герои» женщина наблюдает за солнечным затмением с использованием данной камеры. В сериале «Белый воротничок» главные герои обнаруживают такую комнату камеру-обскуру в заброшенном доме. Также камера-обскура использовалась в мультфильме «Симпсоны» и 7 серии 3-го сезона сериала Безумцы (Mad Men). В нём герои наблюдали за полным солнечным затмением. Один из романов Набокова носит название «Камера-обскура». Эффект камеры-обскуры использовался в одном из эпизодов фильма «Запределье». Камеры-обскуры есть в компьютерных играх «Тургор» и «Голос цвета» производства Ice-Pick Lodge: если коснуться любой сестры цветом, в камере-обскуре герой увидит её настоящую сущность."

Отвлеклась, как всегда. Честно, говоря, роман мне не очень нравится. Да и вообще тема нимфеток какая-то слишком мужская, даже для такого брутала, как я.  Безусловно мне нравится костлявая красота девочек - скейтерков, их запястья, бледность, плоскость и хрупкость и т.д. Но даже для меня в книге многовато телесных описаний и восхищений подростковым неоформленным телом. Больше бы хотелось залезть в головы героев и в их душу, а не в трусы. Ну посмотрим, я только начала свое знакомство с Набоковым, и я собираюсь познакомится с ним основательно. Продравшись сквозь извращенческие абзацы (порой в метро стыдно сидеть с открытой книжкой) Набокова, можно все-таки найти очень много интересного. Безусловно, пишет он мастерски, метафоры отменные, сравнения, словечки - все отличное. Вот, например, несколько раз встречала в тексте слова "акрошкеры". Такое милое слово. Услышав его, можно подумать, что это термин для поедателя окрошки. Но прочитав его, становится понятно, что дело тут не в окрошке, а скорее в чем-то французском. 

На ответах mail-ru есть такое объяснение: "Слово акрошкёр в словарях не зафиксировано. Вероятно, это заимствование из французского языка, где accroche-coeurs буквально "цеплялки для сердец". Это завитки, нарочно оставляемые на висках или на затылке для придания игивости гладкой прическе". В общем, это та мелкая волосня на лбу и шее, которую я называю "молодежь", а для кого-то это "цеплялки для сердец".  

На рамблере нашла заботливо выбранные цитаты про акрошкеры и заодно можно составить представление и о самой теме романа:

"Магда сняла шляпу, посмотрелась в зеркало и, послюнив палец, пригладила на висках темно-каштановые акрошкеры. Кречмар сел рядом с ней, не спускал глаз с этого лица, в котором все было прелестно: и жаркий цвет щек, и блестящие от ликера губы, и детское выражение удлиненных карих глаз, и чуть заметное пятнышко на пушистой скуле. „Если мне бы сказали, что за это меня завтра казнят, — подумал он, — я все равно бы на нее смотрел".

"Магда тоже глотнула, через силу — она пива не терпела, но иначе они бы и это выпили. „Мне можно теперь идти?“ — спросила она, приглаживая акрошкеры".

Магда "пригладила на висках темно-каштановые акрошкеры". 

В общем посмотрим, что там дальше напишет Владимир Набоков. А это немного меня среди букв и слов в образе девочки-скейтерка, до Магды мне далеко даже сейчас. :)

 

 

  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий